Информационно-историческая справка о ФГБОУ ВО «Донецкий государственный педагогический университет»

 

ФГБОУ ВО «Донецкий государственный педагогический университет» ведет свою историю с 1949 года, когда на базе Белоцерковского педагогического училища был образован учительский институт иностранных языков. Задачей нового учебного заведения была подготовка учителей английского и французского языков для 5-7 классов общеобразовательной школы.01 история ГИИЯ

В 1953-1954 учебном году учительский институт был преобразован в Белоцерковский педагогический институт иностранных языков, в котором работали 39 преподавателей.

 

9 сентября 1954 года на основании постановления Совета Министров СССР от 31 августа 1954 года за № 1304 и приказа Министра просвещения СССР от 9 сентября 1954 года за № 421 Белоцерковский педагогический институт иностранных языков был переведен из города Белая Церковь Киевской области в город Горловка Сталинской (позже Донецкой) области и назван Горловским государственным педагогическим институтом иностранных языков имени Н.К. Крупской, который стал первым высшим учебным заведением в городе.

Педагогическую деятельность Горловский пединститут начинал с двух факультетов – английского и французского языков, постепенно развиваясь и работая над расширением и усовершенствованием своей материально-технической базы, увеличением лицензионного объема специалистов, введением новых специальностей.

02 история ГИИЯДля быстрого и продуктивного усвоения иностранного языка, кроме практики языка и изучения различных теоретических особенностей ее применения студенты изучали историю, быт, обычаи народа (ее носителя) в пределах страноведения и истории языка. Получение специальности учителя иностранного языка неразрывно шло с патриотическим и интернациональным воспитанием, а также привитием художественного вкуса. Количество преподавателей и студентов института год от года росло, появлялись кандидаты наук.

Создание в Горловке высшего учебного заведения, безусловно, повлияло на общественную и культурно-спортивную жизнь города. Так, была начата традиция проведения регулярных методических семинаров по английскому и французскому языкам, которые обеспечивали квалифицированную помощь местным учителям. Умные и активные в обучении студенты института творчески и интересно подходили и к организации своего досуга. В 1962-1963 учебном году в институте начали работать кружки художественной самодеятельности: хорового и сольного пения на родном и иностранных языках, танцевальный, драматический кружки, духовой оркестр. Руководителями этих кружков работали специалисты в области музыкального искусство, вокала, хореографии, преподаватели специализированных кафедр института. В те же 60-е годы из числа студентов было подготовлено немало спортсменов-разрядников по видам спорта культивируемых в институте: футбол, волейбол, баскетбол, гимнастика, легкая атлетика, гандбол, стрельба, туризм, настольный теннис. Насладиться же каникулами и отпусками студенты и преподаватели могли в живописном уголке Донецкой области на берегу реки Северский Донец, где в июле 1963 был организован спортивно-оздоровительный лагерь «Альтаир». В начале своего существования «Альтаир» функционировал как палаточный городок, но постепенно он был комфортно обустроен деревянными домиками в окружении природы краснолиманского леса.

В конце 1970-х годов осуществлен переход Горловского пединститута на подготовку учителей по двум специальностям: «учитель английского и немецкого языка» и «учитель французского и немецкого языка» со сроком обучения на обоих факультетах – 5 лет. Первый выпуск специалистов по двум языкам на факультетах английского и французского языков состоялся в 1979 году.

 

В течение 80-90-х годов в институте возросло количество студентов, были открыты новые специальности и факультеты, увеличилось количество преподавателей и сотрудников, в том числе специалистов высокой квалификации. Появились штатные доктора наук, крепли и активно развивались международные связи с США, Германией, Францией. 

иняз 80

Начиная с 1992 года между ГГПИИЯ и Южным университетом (США) было заключено соглашение о научно-учебном сотрудничестве в области учебного процесса и установления прямых научных и культурных контактов с преподавателями университета. В этот период устанавливаются связи с Германией. Факультет немецкого языка получает справочную, научную и учебную литературу из Германии. С 1995 года факультет французского языка начинает приглашать для чтения лекций преподавателей из Сорбонны и других высших учебных заведений Франции. Студенты имели возможность слушать лекции по литературоведению, истории французской литературы, страноведению. Почти ежегодно на факультете работали преподаватели из Франции.

В начале 2000-х годов вуз расширил материально-техническую базу, увеличил количество факультетов и лицензионный объем: учебный процесс института продолжался в 8 учебных корпусах, где на 8 факультетах обучалось почти 3500 студентов. Студенты активно пользовались библиотечным фондом, который составлял более 27 тысяч экземпляров учебной, методической, научной и художественной литературы, фондами ресурсных центров. Гордостью библиотеки была коллекция старопечатных книг. Нового размаха достигло международное сотрудничество. Были заключены договоры о сотрудничестве с более чем 10 высшими учебными заведениями Европы. Удачным оказалось соглашение с краковской академией им. Анджея Фрича Моджевского. В 2007-2008 годах начался взаимный обмен делегациями студентов и преподавателей с Краковской академией им. Анджея Фрича Моджевского на основе подписанного соглашения о сотрудничестве и обмене студентами и преподавателями.

 

В 2012 году институт вошел в состав Донбасского государственного педагогического университета как обособленное структурное подразделение «Горловский институт иностранных языков».

С октября 2014 года Горловский институт иностранных языков начал свою деятельность под управлением Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики.

Сохраняя и приумножая славные традиции, профессорско-преподавательский состав Горловского института иностранных языков продолжил осуществлять подготовку высококвалифицированных специалистов, которые сегодня не уступают на рынке труда специалистам из других регионов Российской Федерации.

С 2014 года в институте были сформированы три факультета (филологический, гуманитарный, факультет славистики) и учебно-научный центр довузовской подготовки, переподготовки и заочного обучения. На каждом из факультетов активно работают выпускающие кафедры: филологический факультет – кафедра английской филологии, кафедры романо-германской филологии и кафедра педагогики и методики преподавания иностранных языков; на гуманитарном факультете – кафедра зарубежной филологии, теории и практики перевода, кафедра философии и истории, кафедра психологии; на факультете славистики – кафедра общего языкознания и славянских языков, кафедра мировой литературы и сравнительного литературоведения, кафедра физического воспитания и охраны здоровья.

Важным преимуществом ГИИЯ стало предоставление студентам возможности получать две и даже три специальности в пределах стандартной академической программы образовательной организации высшего профессионального образования. Вуз готовит специалистов по программам высшего профессионального образования (ОУ «Бакалавр» и ОУ «Магистр») и дополнительным профессиональным программам профессиональной переподготовки:

Прием абитуриентов проводится по следующим направлениям подготовки:

-       37.03.01 Психология;

-       44.03.01 Педагогическое образование (Профиль: История);

-       45.03.01 Филология (Профиль: Зарубежная филология (английский язык и литература; немецкий язык и литература; французский язык и литература; испанский язык и литература);

-       45.03.01 Филология (Профиль: Отечественная филология (русский язык и литература, история);

-       45.03.02 Лингвистика (Профиль: Перевод и переводоведение (английский язык).

Основной сферой деятельности учебно-научного центра, основанного при институте в мае 2012 года, стала довузовская подготовка учащихся общеобразовательных школ и абитуриентов, готовящихся к поступлению в высшие учебные заведения  (подготовительные курсы, «Школа английского языка», «Школа творческого потенциала «Всезнайка»); переподготовка  и получение второго высшего образования по специальности: английский язык и мировая литература, практическая психология, история, русский язык и литература; заочная форма обучения с получением специальности учителя английского языка и мировой литературы, практического психолога, учителя истории, учителя русского языка и литературы.

Одним из приоритетных направлений научной и образовательной политики Горловского института иностранных языков является подготовка кадров высшей квалификации в аспирантуре и докторантуре по следующим специальностям:

-       5.6.1. – Отечественная история;

-       5.7.7. – Социальная и политическая философия;

-       5.9.1. – Русская литература и литературы народов Российской Федерации;

-       5.9.3. – Теория литературы;

-       5.9.5. – Русский язык. Языки народов России;

-       5.9.6. – Языки народов зарубежных стран (германские языки);

-       5.9.8. – Теоретическая, прикладная и сравнительно-сопоставительная лингвистика;

-       5.8.1. – Общая педагогика, история педагогики и образования;

-       5.8.2. – Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки);

-       5.3.1. − Общая психология, психология личности, история психологии.

В 2022 году на базе ГОУ ВПО «Горловский институт иностранных языков» в соответствии с приказом МОН ДНР от 29.04.2022 г. № 306 создан диссертационный совет 02.2.010.01 по  защите диссертаций на соискание учёной степени кандидата наук, на соискание учёной степени доктора наук по специальностям: 5.9.5. Русский язык. Языки народов России, 5.9.1. Русская литература и литературы народов Российской Федерации.

Горловский институт иностранных языков оснащён современными тематическими аудиториями, имеет на своём балансе спортивные залы, общежитие. В стенах института действует богатая библиотека, которая содержит в себе широчайший спектр научной и художественной литературы.

В период с 2014 по 2023 год было заключено более 40 договоров о сотрудничестве с ведущими вузами Российской Федерации, что говорит об активном включении нашего вуза в российское образовательное пространство и тесное взаимодействие с вузами-партнерами. 

В 2019 году Горловский иняз перешагнул свой 70-летний юбилей, наполненный интеллектуальными инвестициями, осуществленными десятками поколений преподавателей, студентов и выпускников, которые определяют неповторимый образовательный и научный профиль института. Залогом успешной исторической поступи института стали такие законы динамического развития, как автономия и неподвластные времени и пространству академические ценности. В честь юбилея вуза состоялось торжественное открытие Культурно-образовательного центра, который стал популярным местом среди студентов иняза.

Институт активно приращивает и совершенствует материально-техническую базу и аудиторный фонд. Так открылся ряд тематических аудиторий на факультетах.

27 марта 2021 года состоялось открытие Бунинской аудитории, приуроченное к 150-летнему юбилею И.А. Бунина, выдающегося русского писателя, лауреата Нобелевской премии. Аудитория стала площадкой для проведения лекционных и практических занятий, литературных встреч, мероприятий для студентов и школьников Горловки, методических семинаров для учителей. Также в институте на факультете славистики открыта аудитория имени В.И. Даля, а на гуманитарном – аудитория имени Петра I.

В институте действуют студенческие научные кружки, проблемные группы, профком студентов, студенческий совет, совет молодых ученых, студенческое научное общество, медиацентр «FOCUS». В стенах вуза ведет свою деятельность патриотический клуб «Отечество», работает военно-исторический центр, целью деятельности которых является сохранение исторической памяти и приумножения культурного наследия русского народа,

В декабре 2014 года было создано добровольческое движение, в структуре которого мы выстроили свою работу по нескольким направлениям. Студенты Горловского института иностранных языков объединились в таких добровольческих проектах как «Твори добро» «Поющие клоуны. Горловка», «Помни о стариках», «Плечом к плечу», «Рюкзачок поддержки» и др. Сегодня мы смело заявляем о самостоятельном и успешном добровольческом движении «Студенческое сердце». Об этом свидетельствует успех в подготовке и проведении в течение шести лет ежегодного Международного форума «Доброволец республики», который объединяет волонтерские сообщества ДНР, ЛНР и Российской Федерации.

Мы гордимся достижениями студенческого педагогического отряда ГИИЯ «Штурманы детства», участники которого работают с разными возрастными группами и социальными категориями. СПО осуществляет свою деятельность на территории ДНР, ЛНР, РФ и других стран мира. Отряд имеет свою структуру, историю, атрибутику, социальных партнеров, участвует в различных форумах, слетах, научных конференциях. Бойцы студенческого педагогического отряда проводят занятия для желающих стать вожатыми и осуществляют это благодаря проектам «Школа вожатого», «Школа юного вожатого», «Интернет-брендинг педагогического отряда».

При институте работает психологическая служба, представляющая собой структурное подразделение, предназначенное для психологической помощи и поддержки, а также сопровождения педагогического процесса в институте. В вузе создан ресурсный центр по психологической поддержке и сопровождению, в котором психологическую помощь оказывают квалифицированные сотрудники кафедры психологии, имеющие опыт работы практическим психологом и постоянно повышающие уровень своей квалификации на различных курсах, участвующие в научных конференциях теоретической и практической направленности, а также ведущие свои авторские мастер-классы, программы и проекты. Функционирует центр культурно-языковых традиций и духовности славянских народов «Оберег», который служит площадкой для реализации студенческих проектов, обеспечения учебной и педагогической практик студентов, подготовки панельных дискуссий, написания научных статей, рефератов.

С 2010 года при кафедре мировой литературы и сравнительного литературоведения действует студенческий театр «Недоросли». Труппу театра составляют студенты всех направлений подготовки. Репертуар театра состоит из следующих постановок: «Недоросль» по пьесе Д. Фонвизина (2011 г.), «Женитьба» по Н. Гоголю (2013 г.), «Юбилей» по пьесе-шутке А.П. Чехова (2015 г.), «Пикник» по пьесе Фернандо Аррабаля (2015 г.), «Играем Чехова» (2016 г.), «Театр Аркадия Аверченко. Комедия» (2017 г.), «Восемь любящих женщин»  (2018 г.), «Кароль» по пьесе С. Мрожека (2018 г.). С 2019 года введен новый формат студенческой театральной деятельности, который стал возможным в сложившихся условиях – это проведение литературно-музыкальных композиций, посвященных Дню Победы.

Мы всегда отличались особой мобильностью в различных сферах деятельности института, мы открыты к новому, поэтому для нас интеграция в российское образовательное пространство стала естественным результатом нашего развития. 25 июня 2021 года вуз получил Свидетельство Российской Федерации об аккредитации № 3607.

30 сентября 2022 года В.В. Путин подписал договоры о присоединении к России самопровозглашенных ДНР и ЛНР, а также Херсонской и Запорожской областей.

4 октября 2022 года глава Российской Федерации подписал Федеральный конституционный закон «О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта – Донецкой Народной Республики». Данное событие ознаменовало новый этап исторического развития нашего вуза, который с новыми силами готовился стать полноправным высшим образовательным учреждением в составе РФ.

11 апреля 2023 года Согласно Приказу Министерства просвещения Российской Федерации № 257 от 11 апреля 2023 года Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Горловский институт иностранных языков» перешло в федеральное подчинение и переименовано в федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Донецкий государственный педагогический университет».

Многолетний опыт подготовки высоквалифицированных педагогов, большая научная и методологическая база, славные традиции, трудовой коллектив преданных своему делу патриотов получили заслуженное внимание и признание на федеральном уровне. Процесс воссоединения Донбасса с исторической Родиной даёт мощный стимул к развитию и восстановлению.

Стоит отметить, что в следующем году Донецкий государственный педагогический университет (Горловский институт иностранных языков) будет отмечать свое 75-летие. Наш вуз подходит к этому юбилею, имея значительные достижения в области профессиональной подготовки специалистов, научно-методической деятельности, воспитательной работы со студентами.

Университет в столь непростое для региона время ни на день не прекращал свое развитие, мы гордимся его успехами и причастностью к его историческому росту. Мы будем почетно нести новое имя Донецкого государственного педагогического университета, ведь наше славное учебное заведение, труд коллектива, студенты и выпускники – достойные представители своей профессии, доказали, что это имя мы заслужили по праву.

Преподаватели Донецкого государственного педагогического университета – настоящие корифеи своего дела, в учебном процессе они используют современные средства и методы обучения, дают возможность студентам не только получить теоретические навыки, но и успешно применять их на практике. Под руководством преподавателей студенты ДГПУ с первых курсов обучения включаются в исследовательскую деятельность и регулярно принимают участие в международных и российских олимпиадах, конкурсах, проектах и разработках по педагогике, истории, иностранным языкам (английский, немецкий, французский, испанский), русскому языку и литературе, психологии и переводу.

Университет представляет собой современное государственное многопрофильное образовательное учреждение, обладающее развитой материальной базой, высококвалифицированным кадровым составом и, конечно, талантливой молодежью. Наш вуз – это прежде всего единство. Единство студентов и преподавателей. К настоящему времени этот корпоративный дух уже сложился, и написанный на нашем гербе девиз «Труды рождают почести» наиболее точно характеризует главное свойство деятельности нашего вуза – упорство, настойчивость и целеустремленность.

Задачи нашего коллектива – продолжение заданного темпа развития уже существующих направлений, улучшение условий работы сотрудников, обучения студентов, развитие их способностей и талантов. Нашей целью является гармоничное развитие личности, способной реализовать себя не только в науке и учёбе, но также в творчестве и спорте. Мы стремимся развивать у студентов активную жизненную позицию, привлекаем их к участию в социально значимых проектах и акциях.

Впереди долгий и непростой путь, но мы понимаем важность сохранения и укрепления позиций не только в регионе, но и на педагогической арене Российской Федерации.

У нас большие надежды, много планов и интересных проектов в реализации высокой миссии образования и воспитания, которые мы с радостью готовы воплощать как самостоятельно, так и в содружестве с другими вузами и научными центрами. Мы сохраняем уверенность, что нам под силу достичь значительных высот  в системе современного высшего педагогического образования.